Минерал порошком из которого пользовались как краской

Природные пигменты из минералов и их использование в церковном искусстве

Природные минеральные пигменты, – это минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания и разведения полученных цветных порошков в эмульсии на основе яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих материалов.

Ярко окрашенные минералы привлекали внимание человека с древнейших времён. Их использовали не только для украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых из них краски. По прошествии веков и тысячелетий не утратили свою первоначальную яркость и стойкость краски древних египтян, иудеев, греков и др. Первыми минеральными красителями стали железосодержащие охры широкой цветовой гаммы, лазурит (“ляпис-лазурь”) и киноварь. Так, Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так высоко ценим, что обменивался купцами 1:1 на золото.

В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородству оттенков.

Формы нахождения камней, пригодных для изготовления из них красок, очень разнообразны, а минеральная палитра иконописца многолика: минералы встречаются как в виде индивидуализированных эффектных кристаллических зёрен с ясно видимыми гранями, так и в виде разного рода скоплений микрозернистого строения, а часто и в некристаллических или аморфных образованиях, например – лимониты.

Для качества минеральной краски кристалличнсть исходного материала весьма важна. По этому признаку различаются два типа минералов-пигментов: кристаллические (киноварь, гематит, лазурит) и скрытокристаллические или аморфные (охры, лимонит, глауконит, порошковые оксиды марганца).

Кристаллическое сырье при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные разноориентированными плоскостями поверхностей скола и естественнымх граней. В зависимости от их размеров, формы, взаимной ориентировки, прозрачности, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д.

Древние иконописцы знали немало рецептов смешивания минералов при приготовлении красок, добиваясь зачастую поразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения, когда в рисунке, например, фрагмент или деталь чёрного, коричневого или тёмно-зелёного цвета за счёт самой малой добавки в краску определённого минерала приобретает объёмность и неожиданно словно оживает, и кажется, что будто бы красочная поверхность светится.

В иконе весьма важна прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических, приготовленных как правило из акриловых составляющих или с добавлением соединений кадмия, красок (помимо того что они для иконы излишне яркие, отчего часто режут глаз) этому требованию не удовлетворяют и написанные ими слои смотрятся “глухими” или вызывающе-яркими. Измельчённые же минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч проходит насквозь и, многократно преломляясь через микрокристаллы, создаёт эффекты глубины и внутренней подсветки.

Существует определённый набор признаков, необходимых для использования минерала в качестве краски. Для минералов-пигментов важнейшим из них является цвет минерала в порошке (геологи называют это свойство “цвет черты” и используют его для визуальной диагностики минералов); цвет тонкого порошка для конкретно взятого минерала всегда постоянен, в то время как в массивном куске или в кристаллах он может быть совсем другим или во всяком случае сильно варьировать в зависимости от многих случайных причин.

Так, некоторые сочноокрашенные камни, например – амазонит, нефрит, жад, бирюза, гранаты, изумруд и тд., при растирании дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски абсолютно непригодны.

Хрупкость и низкая твёрдость определённых минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособленных для растирания минералов матовых поверхностях, представляющих из себя в тех или иных модификациях две шероховатые стеклянные плоскости, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). Окраска некоторых из минералов – пигментов может меняться также в зависимости от степени их измельчения и способа растирки. В некоторых случаях интенсивность конечной краски оказывается тем ярче, чем крупнее зерно, но это не может рассматриваться как универсальное правило.

После растирания минерала полученная в итоге красящая пудра разводится в разбавленном водой яичном желтке (при этом желательно использовать деревенское, а не инкубаторское яйцо) с добавлением капли уксусной кислоты, и краска, называемая “яичная темпера”, готова. Использовать её следует предельно быстро, так как в жидком виде она не может долго храниться и может в течении 1-2 суток протухнуть. Для настенных росписей, называемых “фресками”, вместо желтка используется, как правило, яичный белок.

Пригодные для использования в качестве пигментов минералы относятся к различным кристаллохимическим классам:

* Силикаты: лазурит, глауконит, волконскоит, хлориты, амфиболы(рибекит), эгирин, авгит.
* Оксиды: гётит, гематит, лимонит, окислы марганца (псиломелан, тодорокит, вад), магнетит.
* Сульфиды: киноварь, аурипигмент, реальгар.
* Карбонаты: церуссит (природные свинцовые белила), малахит, азурит, сидерит.
* Сульфаты: ярозит, барит (баритовые белила).
* Фосфаты: вивианит, керченит, элит, дельвоксит.
* Вольфраматы: вульфенит.
* Хроматы: крокоит.

Основные цвета
* Красный: киноварь, гематит, охры красные.
* Оранжевый: реальгар, крокоит, ванадинит.
* Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
* Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит.
* Голубой: азурит (в тонком помоле).
* Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит, рибекит.
* Фиолетовый: лазурит (после специального прокаливания).
* Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
* Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, вад).
* Чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит.

По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что писаный масляными красками, например, портрет. Второе – как бы лежит на плоскости и привязано к ней. Оно целиком и полностью “от мира сего”. В противоположность этому первое – должно создавать у смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубин и перспективы. Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир “астральный”.

На иконе нет светотеней, но человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и воплощается в форму. Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы.

Минерал порошком из которого пользовались как краской

История природных красителей увлекательна, мы даже не представляем иногда какими путями добывались краски, достаточно хорошо известные не только художникам. Почитаем об этом в книге Виктории Финли “Земля. Тайная история красок”.

Охра – оксид железа – была самой первой краской. Ее использовали на всех населенных людьми континентах с момента возникновения живописи, и охра стала неотъемлемой частью палитры чуть ли не каждого художника. Античным источником лучших сортов охры был город Синоп на побережье Черного моря, ныне принадлежащий Турции. Охра ценилась так высоко, что ее даже клеймили особой печатью, получившей название” синопской”, а саму краску вскоре стали повсеместно называть “синопией”. Первые белые колонизаторы называли коренных жителей Северной Америки “краснокожими”, поскольку те раскрашивали свои тела охрой для защиты от злых духов и насекомых в летний зной. На горе Бомву-Ридж в Свазиленде ( на языке зулусов “бомву” означает “красный”) археологи обнаружили рудники, на которых , по крайней мере сорок тысяч лет назад, добывали красные и желтые красители для нательной живописи. Само слово “охра” имеет греческие корни и переводится как “бледно-желтый”, но постепенно его стали использовать для обозначения более ярких оттенков, а сегодня охрой называют почти всякий краситель из щелочноземельных элементов, хотя , строго говоря,это природный пигмент, имеющий в совем составе гематит , или железную руду.

Читайте также:  Красное горло сопли кашель температура

Белый.
Белизна в определенные эпохи была очень в моде. Легко вспомнить белые парики времен Марии Антуанетты. Куда опаснее пудры была косметика,которую наносили, чтобы придать белизну коже лица.

Белую краску можно сделать из мела, цинка, бария, риса, морских окаменелостей и еще много из чего. Голландский художник Ян Вермеер, на картинах которого мы видим особый светящийся белый, разработал собственный фирменный рецепт: он добавлял в краску алебастр и кварц, крошечные кристаллики которого отражали свет, создавая блики.
. Самые замечательные, хотя и самые убийственные в прямом смысле белила делают из свинца. В течение многих веков европейские художники отводили свинцовым белилам важное место в своей палитре, часто именно с их помощью готовили грунт для будущей картины или, смешивая их с другими пигментами, создавали полутона и световые блики, а также подчеркивали глазные яблоки, чтобы глаза на портрете выглядели как живые. .
. Белая поверхность отражает лучи всего спектра, но при этом за видимой чистотой скрывалась черная сердцевина, по крайней мере в случае со свинцовыми белилами, ставшими причиной отравления мнргих художников, рабочих на фабриках, женщин, использовавших это средство в погоне за красотой, и даже детей, которых привлекал странный сладковатый привкус. Вообще-то о ядовитых свойствах прекрасной белой краски писали еще римляне, но почему-то никто не принимал угрозу всерьез. .
. Во времена Плиния самые лучшие белила производили на острове Родос, и историк описал способ их приготовления: рабочие клали листы металла на емкость с уксусом, в результате химической реакции получался карбонат свинца белого цвета. После этого белила растирали в порошок, из которого формировали тонкие лепешки и высушивали их под палящим летним солнцем. Сейчас свинцовые белила производят по той же технологии, которую описал Плиний: металл плюс кислота равняется краска. Кстати, самое радикальное изменение в рецептуре предложили голландцы во времена Рембрандта. В производстве задействовали новый элемент, причем настолько тошнотворный, что все подмастерья в художественных мастерских буквально приходили в ужас, когда белая краска заканчивалась.
Голландский метод производства белил состоит в следующем. В глиняные горшки, на дно которых наливали немного уксусной кислоты, помещали тонкие листы свинца, свернутые в спираль, после чего подмастерья расставляли горшки друг на дружку в несколько этажей и закапывали их в тот самый секретный ингредиент – свежий лошадиный навоз. При гниении навоза выделяется не только тепло, способствующее испарению кислоты, но и углекислота, которая совместно с уксусной кислотой обуславливает переход металлического свинца в углекислую соль, в результате чего на поверхности образуется толстый белый налет; его-то впоследствии счищали и измельчали. Комнату, где стояли горшки, запирали на три месяца, по истечении этого срока подмастерья наверняка кидали жребий, выбирая несчастного, которому предстоит неприятная миссия. Правда, зато этот бедолага, по крайней мере в первый раз, становился свидетелем настоящего чуда. За три месяца гниющий вонючий навоз, уксус и ядовитый металл вступали в реакцию, и в результате на сером металле появлялись белоснежно-белые хлопья. Это одно из маленьких чудес, которые происходят в коробке с красками. Непостижимым образом ( сами понимаете из чего ) вдруг получалась конфетка.

Природные минеральные пигменты

Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.

Содержание

Красиво окрашенные минералы привлекали внимание человека с древнейших времён. Их использовали не только в качестве украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых из них краски. По прошествии веков и тысячелетий не утратили свою первоначальную яркость и стойкость краски древних египтян, иудеев, греков и других племён и народов. Первыми минеральными красителями стали многоцветные природные охры, лазурит (ляпис-лазурь) и киноварь. Так, первый Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда в Византию и в Россию, и был так высоко ценим, что обменивался по весу 1:1 на золото. В истории развития русской культуры, в искусстве церковной иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей и подкрашенных акрилом глин, иконописцы не без оснований отдают предпочтение и пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородству оттенков.

Формы нахождения камней, пригодных для изготовления из них красок, очень разнообразны, а минеральная палитра иконописца многолика: минералы встречаются как в виде эффектных кристаллов и кристаллических зёрен с ясно видимыми гранями, так и в виде разнообразных скоплений тонкозернистого строения, а в некоторых случаях это могут быть и некристаллические, аморфные образования, например — лимониты.

По степени кристалличности исходного материала различаются два типа минералов-пигментов: явно кристаллические (киноварь, аурипигмент, лазурит) и скрытокристаллические или аморфные (охры, лимонит, глауконит, порошковые оксиды марганца).

Кристаллическое сырье при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные плоскостями поверхностей скола и естественных граней. В зависимости от их размеров, формы, взаимной ориентировки, прозрачности, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственно цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д. Древние иконописцы знали много рецептов смешивания минералов друг с другом при приготовлении красок, добиваясь тем самым выразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения, когда в рисунке, например, фрагмент или деталь чёрного или коричневого цвета за счёт малой добавки в краску определённого минерала приобретает объём и кажется, что будто бы красочная поверхность светится.

Читайте также:  Как принимать настойку сосновых шишек на водке

В иконе имеет значение также прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических, приготовленных как правило из акриловых составляющих или с добавлением соединений кадмия, красок (помимо того что они для иконы излишне яркие, отчего часто режут глаз) этому требованию не удовлетворяют и написанные ими слои смотрятся «глухими» или неестественно яркими. Измельчённые же минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч проходит насквозь, многократно преломляется через микрокристаллы, создаёт эффекты глубины и внутренней подсветки.

Имеется определённый набор свойств, необходимых для использования минерала в качестве краски. Для минералов-пигментов основным из них является цвет минерала в порошке (т. наз. «цвет черты», характеризующийся постоянством и являющийся диагностическим признаком минерала); цвет порошка для каждого минерала всегда постоянен, в то время как в случайной формы куске или в кристаллах он может быть совсем другим или во всяком случае сильно варьировать в зависимости от многих случайных причин.

Так, некоторые сочноокрашенные камни, например — амазонит, бирюза, змеевик, нефрит, родонит, чароит, жад, гранаты и тд., при растирании всегда дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски абсолютно непригодны. И если «натуральные пигменты» в виде ярких порошков с такими названиями выставляются в торговой сети некоторыми фирмами, то покупателю, вне всякого сомнения, предлагается фальсифицированный продукт, который оказывается либо прокрашенными акрилом молотыми отходами означенного минерала, либо прокрашенной керамической глиной.

Хрупкость и низкая твёрдость определённых минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособленных для растирания минералов матовых поверхностях, представляющих из себя в тех или иных модификациях две шероховатые стеклянные плоскости, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). Окраска некоторых из минералов — пигментов может меняться также в зависимости от степени их измельчения и способа растирки. В некоторых случаях интенсивность конечной краски оказывается ярче при крупнозернистом помоле, но это не может рассматриваться как универсальное правило.

После растирания минерала полученный порошок разводится в разбавленном водой яичном желтке и краска, называемая «яичная темпера», готова. Использовать её следует сразу после приготовления, так как в жидком виде она не подлежит долгому хранению и может быстро испортиться, протухнуть. Для настенных росписей, называемых «фресками», вместо желтка используется, как правило, яичный белок.

Минерал порошком из которого пользовались как краской

Минеральное сырье, из которого вырабатываются различные краски, значительно распространено в природе.

Охры. Это наиболее распространенные естественные минеральные краски желтого и красного цвета. Человек начал ими пользоваться в древнейшие времена — еще в эпоху каменного века, — о чем свидетельствуют многочисленные рисунки, прекрасно сохранившиеся на стенах пещер, в которых жили древнейшие наши предки.

Охры встречаются большей частью в виде отдельных гнезд. Желтая охра по своему составу представляет смесь водной окиси желза (иначе — бурого железняка) с глиной, а смесь безводной окиси железа (иначе — красного железняка) с глиной образует красную охру.

Количество окиси железа в желтой охре доходит до 25 процентов, а в красной — до 40 процентов. Красная охра темно-кровяного цвета называется мумией. Содержание окиси железа до 60 процентов придает охре более яркий красный цвет, и называется она уже не мумией, а железным суриком. Желто-коричневая охра известна под названием сиена, а коричневая — под названием умбра (по-латыни «умбра» — тень; Сиена — город в Италии). Состав естественных охр различен. Их качество зависит главным образом от примесей.

Наиболее вредными примесями к охре, помимо избытка глины, являются: песок, снижающий, как говорят, кроющую способность краски, а также мел и органические вещества. Хорошие сорта охр легко растираются между пальцами в тонкий порошок, напоминающий тальк. Если в охре нет примесей, ее можно употреблять без предварительной обработки.

При прокаливании желтая охра делается красной, так как водная окись железа (бурый железняк), теряя воду, превращается в безводную окись железа (красный железняк). Залежи охр обыкновенно расположены в районе распространения месторождений железных руд. Значительно чаще охр встречаются глины различных цветов: бледно-желтые, розовые, светло-серые, светло-коричневые, светло и темно-зеленые и других оттенков. Они тоже употребляются в качестве красок.

Цветные глины, по сравнению с охрами, отличаются более тусклым цветом и вязкостью, особенно в сыром состоянии — прилипают к лопате. Охры, наоборот, в сыром состоянии рассыпаются землистой массой и отдельными кусочками.

Широко применяются, кроме того, для побелки мел и каолин.

Графит (по-гречески «графо» — пишу) употребляется как черная краска.

Встречается он в чешуйчатых, плотных и других образованиях, а также в землистых массах. Цвет графита железо-черный.

Блеск от металлического до матового. Твердость — 1-2.

На ощупь графит жирен, на бумаге оставляет черту.

Графит идет главным образом на производство тиглей (горшков для плавки металла), электродов, карандашей и черной краски.

Месторождения графита встречаются в гранитах, гнейсах, в каменных углях, а также на контактах изверженных пород с осадочными.

Синюю краску дают вивианит и азурит, или медная лазурь.

Вивианит. Этот минерал никак нельзя спутать с другим: в свежем состоянии он сероватого цвета, а на воздухе вследствие окисления быстро принимает синюю или голубовато-зеленую окраску. По химическому составу вивианит — фосфорнокислая соль железа. Встречается в торфяниках в виде небольших землистых скоплений, в бурых углях и углистых глинах.

Лазурит. В старину, когда еще не умели готовить темно-синюю краску (ультрамарин) химическим путем, растирали для этой цели в порошок минерал лазурит, называемый также и ляпис-лазурью.

Как красивый цветной камень глубокого темно-синего цвета, часто при этом с золотистыми крапинками пирита, лазурит в лучших образцах идет для различных поделочных работ.

Азурит (по-арабски — синий камень), или медная лазурь, образуется при выветривании медных соединений и с течением времени переходит в малахит. Встречается азурит в виде плотных и землистых масс лазурно-синего цвета вместе с малахитом, но значительно реже. Азурит используется как медная руда и синяя краска.

Малахит. В виде землистых масс он употребляется в качестве красивой и при этом прочной яркозеленой краски, а в плотных изумрудно-зеленых разностях с красивым узорчато-ленточным рисунком и шелковистым блеском — как ценный поделочный камень. Малахитом славится Урал. Название «малахит» происходит от древнегреческого «малахё»— мальва, крупный яркий цветок. И действительно, по красоте окраски и оригинальности рисунка малахит трудно спутать с другим минералом, так же как и приметную мальву с другим цветком.

Глауконит. Это очень распространенный минерал, встречающийся в виде мелких округленных зеленоватых зерен в песках, глинах и других осадочных породах. От примеси глауконита эти породы называются глауконитовыми песками, глинами и т. п. Цвет глауконита синевато- зеленый и темно-зеленый. Глауконит применяется для изготовления защитной зеленой краски, в качестве калийного удобрения (содержит до 12 процентов окиси калия), а также для очистки воды.

Читайте также:  Стоматит на миндалинах у ребенка

Волконскоит. Среди песчаников Среднего Прикамья встречаются ярко-зеленые прожилки и гнезда волконскоита. У этого хрупкого минерала, легко раскрашивающегося на кусочки с отчетливым раковистым изломом, твердость небольшая (2—2,5). На фарфоровой пластинке он оставляет зеленую черту. У художников волконскоит справедливо пользуется высокой оценкой, как замечательная по своим качествам краска. Кроме того, эта краска предохраняет металл от порчи, или, как говорят по-научному, от коррозии (по- латыни «коррозио» — разъедание).

С течением времени люди научились использовать не только природные краски, но и синтезировать синтетические, например эмаль ак 511

Натуральные пигменты

Природные минеральные пигменты

На сегодняшний день все пигменты подразделяются на две основные группы: пигменты органические и неорганические. К органическим пигментам относятся красящие вещества, состоящие из углеводородных соединений растительного или животного происхождения или полученные путём синтеза из углеводородного сырья (каменный уголь, нефть, газ). К неорганическим пигментам относятся красящие вещества, полученные из горных пород или отдельных минералов, а так же оксиды металлов и их соли полученные искусственным путём. В свою очередь, как органические, так и неорганические пигменты подразделяются на пигменты природного происхождения и синтетические. Например, к органическим пигментам природного происхождения относятся крапп-лак натуральный получаемый из корня марены красильной, индийская жёлтая, индиго, кошениль и многие другие. К органическим пигментам искусственного происхождения относятся сажа газовая, зелёная фталоцианиновая, ……… Пигменты, получаемые из горных пород и минералов, относятся к группе пигментов природного происхождения (охры, сиены, умбры, цветные земли, глаукониты, гематиты, киноварь и др.). Среди синтетических пигментов неорганического происхождения можно выделить многочисленную группу кадмиевых соединений, кобальты, свинцовые, титановые и сурьмяные белила, окись хрома и многие другие соединения свинца, молибдена, хрома, олова, цинка, марганца и железа. Следует заметить, что любая классификация носит в определённой степени схематический характер и не в состоянии отобразить всё многообразие проявлений исследуемого объекта. Так и в области пигментов, мы часто наблюдаем двойственность классификационных признаков и определённые затруднения в отнесении того или иного вещества к определённому классу пигментов. Например, многие органические пигменты природного происхождения получаются путём высадки красящего органического вещества на неорганический субстрат (тот же крапп-лак или индийская жёлтая). А в последние десятилетия усилилась тенденция подкрашивания неорганического субстрата синтетическими органическими пигментами или красителями для получения имитации того или иного традиционного пигмента. Зачастую, на тюбике или банке с краской с привычным названием мы сможем обнаружить приписку мелким шрифтом – «имитация». Но это крайний случай, который к существу нашей работы не относится, это скорее вопрос технологий и экономики. В этой статье мы сконцентрируем своё внимание на пигментах природного происхождения как органических, так и неорганических, так как именно эти пигменты составляют основу палитры традиционных техник живописи, проверенных тысячелетиями истории человека и доказавших свою надёжность в неувядающих произведениях древних мастеров от наскальных рисунков первобытного человека до творений наших современников. Тем не менее, мы нисколько не хотим умалить достоинств пигментов искусственного происхождения. Многие из них успешно используются для производства художественных материалов и по своим свойствам не уступают природным пигментам. Как однажды в разговоре с А. Н. Овчинниковым, Адольф Николаевич в форме шутки заметил, что если бы древние мастера знали окись хрома, то наверняка использовали бы её в своих произведениях. В связи с этим хочется сказать несколько слов на тему использования древними мастерами синтетических пигментов. Во все времена живописцы стремились получить красивые, выразительные и надёжные красящие вещества и при этом не ограничивались только тем, что даёт им природа. Так древние египтяне научились синтезировать потрясающую по красоте синюю краску – египетскую синюю или александрийскую фритту, а краски, получаемые из растений, были известны задолго до Рождества Христова. Но настоящий расцвет в производстве синтетических пигментов связан с работами алхимиков Западной Европы в Раннее Средневековье. В своём стремлении получить искусственным путём благородные металлы они попутно открывали новые вещества и материалы, среди которых были и пигменты. Какие то из них не получили широкого применения и не прошли проверку временем, но другие заняли вполне достойное место в палитре живописца. Так, например, известно, что первые образцы неаполитанской жёлтой были обнаружены на склонах Везувия и представляли собой природное сурьмяно-свинцовое соединение. Хотя запасы его были ограничены и были быстро исчерпаны. Но это соединение удалось получить в лаборатории безвестного средневекового алхимика по рецепту которого неаполитанская жёлтая выпускается и в наши дни. В средние века были найдены способы получения свинцовых белил, массикота, свинцово-оловянистой, искусственной киновари и др. Многолетняя история использования этих пигментов в художественных целях даёт право нам ставить их по многим показателям в один ряд с природными материалами. Пигменты получаемые по рецептурам древних мастеров можно выделить в отдельную группу под названием «исторические пигменты» тем самым, подчёркивая их важное место в общей палитре современных художественных материалов.

Но вернёмся к теме нашей статьи посвящённой природным неорганическим (или как их ещё называют минеральным) пигментам. По определению Ю. А. Розанова под минеральными пигментами понимают окрашенные горные породы и минералы, т.е. в качестве пигмента могут быть использованы как монофракции минералов, так и естественная совокупность минералов, называемая в геологии горной породой. Примером последнего могут служить окрашенные глины, угли и углистые сланцы, известняки и долмиты. Следует уточнить, что окрашенным называется минерал, дающий при царапании цветную черту. Так, например, изумруд или рубин, знаменитые своими великолепными окрасками, в растертом состоянии бесцветны и, следовательно, не могут быть использованы в качестве пигмента. С другой стороны, не всякий минерал, дающий цветную черту, может служить пигментом. В первую очередь это касается редких и не образующих в природе заметных скоплений минералов. К примеру, минерал гринокит, представляющий собой природный сульфид кадмия желто-оранжевого цвета. Минерал очень редкий, но его замечательная окраска подтолкнула химиков к синтезу аналогичного соединения, которое до настоящего времени используется в качестве пигмента. Примером другого рода могут служить минералы из так называемой группы урановых слюдок. Это очень красивые ярко окрашенные минералы желтого, зеленого и красного цветов в силу своей высокой радиоактивности не пригодны для производства пигментов. В результате вышеупомянутые ограничения на использование минерала в качестве пигмента выделили относительно небольшую группу минералов и горных пород, практически применяемых в живописи. Общее их число не превышает пятидесяти, а количество наиболее часто употребляемых обычно составляет 20-25 их разновидностей. Имеющиеся на сегодняшний день классификации минерального красочного сырья охватывают довольно узкий спектр пигментов, используемых промышленностью и не отвечают потребностям живописцев и реставраторов, работающих в технике темперы на основе природных минеральных пигментов. Так, пигментное сырье по геолого-минералогическим признакам, химическому составу и технолгическим свойствам подразделяется на несколько типов: глинистый, железоокисный, кремнеземистый, углистый, фосфорнокислый, карбонатный и сульфатный. Наиболее распространенными являются пигменты глинистого и железоокисного типов, и именно этим пигментам уделяется основное внимание как исследователей, так и производителей минеральных пигментов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: